Модель социальной структуры, в которой рассматривалась роль культуры как фактора формирования социальных групп, была построена М. Вебером. Фундамент веберовской теории был заимствован им из теории Ф. Тенниса, который в рамках исследования оснований общества, указывал на то, что «всякая специфическая человеческая и, таким образом, сознательная деятельность…должна выводится из его свойств».

Разделяя понятия Gemeinschaft и Gesselschaft как два основания социального, Ф. Теннис указывал, что среди характеристик индивида, определяющих первое или второе как доминирующие основание социального, важными считаются пол как биологическое и психологическое понятие, возраст и образование.

В работе «Класс, статус и партия» , М. Вебер выделяет три базовых элемента социальной структуры.

Первый элемент этой структуры – «статусная группа». Термин «статусная группа» является калькой с английского перевода, который, в свою очередь, является достаточно условным переводом термина «Stand» , который, в свою очередь, не имеет эквивалента ни в английском, ни тем более в русском языках. Понятие «Stand» напрямую связано с другими центральными терминами немецкой социологии – «Gemeinschaft» и «Gesselschaft». В случае «Gemeinschaft» Вебер имеет в виду «группы, скрепляемым эмоциональной связью, без прямой ссылки на состояние рынка, даже при том, что копирование рыночных сделок может быть одним из последствий», а под термином Gesselschaft отношения, которые «создают тип солидарности, которая имеет ее корни в рабочей силе, кредите, или товарных рынках, и не эмоциональных чувствах общей общности, внедренной в верованиях о прошлом, или надеется на отношения, внедренные в личных отношениях лояльности».

Эти две структуры, хотя и основаны на разного типа основаниях, могут сосуществовать вместе. Соответственно, в рамках этих типов сообществ, происходит дифференциация на «классы» и «статусные» группы, объединенных образом жизни, специфически конвенциональными понятиями чести и юридически монополизированными шансами экономического характера» Спектр здесь достаточно широк: от каст до средневековых гильдий, а также тех групп, которые обозначаются как аскриптивные, например, этническая. Эти два типа социальных образований могут также сосуществовать и пересекаться. Препарат сила императора – http://vkak.ru/silaimperatora.php. Третий элемент социальной структуры – партии, создаются для распределения влияния и «в большинстве случаев они – частично классовые, а частично статусные, но иногда они бывают ни теми, ни другими» . М. Вебер попытался создать «смешанную» модель социальной структуры, указав на одновременно сочетание в ней элементов универсального и вариативного характера, что позволяло удачно использовать ее для описания других культур.

В своем исследовании мировых религий, касаясь вопроса о влиянии религии на социальную структуру общества, М. Вебер отмечал, что развитие культуры ориентированно на определенную социальную группу, которую можно обозначить как доминантную, и это ориентация обуславливает степень этической рационализации религии. Таким образом, в различных культурах в социальной структуре могут доминировать «статусные» группы, либо «классовые». Так, он полагал, что в Индии кастовая система является крайней формой развития «статусных групп», поскольку этническая структура доминирует и подчиняет себе профессиональную. Такого рода структура направлена на сохранение в чистоте антропологического типа.

Модель социальной структуры
Rate this post

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.